Изменение порядка оформления прав на объекты  недвижимости при разграничении государственной и муниципальной собственности

 

Органам государственной власти и местного самоуправления следует обратить внимание на Федеральный закон от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в том числе по упрощенному порядку оформления прав на объекты государственной и муниципальной собственности, права на которые возникли при разграничении государственной собственности в 1991 году на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Изменения внесены в статью 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которыми установлено, что в срок до 1 января 2025 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданный при разграничении государственной собственности в 1991 году объект недвижимости является выписка из реестра государственного или муниципального имущества и в техническом плане - декларация о таком объекте недвижимости, а в отношении объектов гражданской обороны, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только декларация о таком объекте недвижимости в техническом плане.

 


 

 

Как избежать нарушений земельного законодательства

 

За 1 квартал 2022 года Управлением Росреестра по Томской области (Управление) проведено 109 контрольных (надзорных) мероприятий по  соблюдению земельного законодательства. По результатам мероприятий и рассмотрения материалов проверок органов муниципального земельного контроля выявлено 61 нарушение земельного законодательства. По итогам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях сумма наложенных штрафов составила 335 тыс. руб. В результате мер, принятых к нарушителям земельного законодательства, устранено 47 нарушений.

Большинство протоколов об административных правонарушениях составляется за самовольное занятие земельных участков и использование земельных участков не по целевому назначению.

В целях недопущения нарушений требований земельного законодательства, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка), необходимо освободить самовольно занятые земли, либо оформить права на них.

В целях недопущения нарушений требований земельного законодательства, предусмотренных ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению), необходимо прекратить использование земельного участка не в соответствии с его категорией и видом разрешенного использования, либо изменить характеристики земельного участка (категорию, вид разрешенного использования) в соответствии с фактическим видом использования земельного участка.

 


 

 

В каких случаях необходимо снимать объекты с кадастрового учета и зачем это нужно делать?

 

На вопрос отвечает Татьяна Казакова, начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области:

- Снять объект с кадастрового учета следует в связи с его гибелью или уничтожением. Например, отдельно стоящее здание, сооружение, а также расположенное в здании помещение, например, квартира были в силу различных причин разрушены или снесены. Это нужно сделать, во-первых, чтобы не платить налог на имущество, во-вторых, для того чтобы поставить на учет и зарегистрировать вновь образованный объект капитального строительства (если на месте снесенного здания построено новое).

Чтобы снять с кадастрового учета объекты недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности, необходимо представить в орган регистрации прав заявление на единую процедуру: вместе со снятием с учета будет зарегистрировано и прекращение права. Если у объекта несколько собственников, то такой документ подается каждым из правообладателей или же их законными представителями на основании нотариально удостоверенной доверенности. Также, если сведения о правах собственности не были внесены в ЕГРН, нужно представить правоустанавливающий документ на объект недвижимости. Кроме того, в поданном пакете документов должен быть представлен акт обследования объекта недвижимости, подтверждающий факт прекращения его существования. Он составляется кадастровым инженером на основе заключенного с ним договора подряда по итогам осмотра местонахождения объекта недвижимости. Если объект снимается с учета по решению суда, то прилагается документ об этом.

Росреестр специальным приказом упростил процедуру снятия с учета объектов, прекративших существование. В сентябре 2021 года Минюст РФ зарегистрировал данный документ и 16 марта 2022 года новые правила, устранившие административные барьеры для проведения процедуры, вступили в силу. Согласно законодательным изменениям, теперь акт обследования разрушенного объекта недвижимости может быть подготовлен и представлен в Росреестр без документов-оснований для снятия ОКС с учета, но с обязательным указанием причин их отсутствия. Это упрощает для правообладателей процедуру и способствует актуализации сведений ЕГРН.

Подготовленный пакет документов можно представить разными способами: в бумажном виде при обращении в ближайший офис МФЦ, в электронном виде на официальном сайте Росреестра при наличии у заявителя электронной подписи. Или с помощью выездного обслуживания специалистами Кадастровой палаты. Заказать единую выездную услугу можно по телефону или с помощью онлайн-сервиса Федеральной кадастровой палаты.  Для ряда льготных категорий граждан услуги предоставляются на бесплатной основе.

За снятие с кадастрового учета объекта недвижимости и регистрацию прекращения права государственная пошлина не взимается. В результате проведения учетных действий заявителю или его представителю выдается выписка из ЕГРН об объекте недвижимости, в которой в графе «Статус записи об объекте недвижимости» содержится отметка о снятии объекта с кадастрового учета с указанием даты выполнения процедуры.

 


 

 

                                                                          

 О возможностях «личного кабинета» Росреестра

 

Одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра является повышение качества предоставления услуг путем развития и совершенствования бесконтактных технологий взаимодействия с гражданами и бизнесом, в том числе путем увеличения количества по-настоящему востребованных электронных сервисов, учитывающих запросы всех участников рынка недвижимости.

Сервис «Личный кабинет» на официальном сайте  Росреестра (rosreestr.gov.ru) дает возможность зарегистрированным на едином портале государственных и муниципальных услуг пользователям получить доступ ко всем электронным услугам и сервисам Росреестра.

«Личный кабинет» позволяет просматривать информацию об объектах недвижимости, зарегистрированных на владельца личного кабинета на всей территории страны, гарантирует оперативное уведомление об изменении характеристик объектов недвижимости, об ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о фактах наложения или снятия арестов на имущество, что дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих владельцу личного кабинета объектов недвижимости.
Посредством сервиса можно подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, а также запросить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Кроме того, возможности личного кабинета позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в разделе сервиса «Мои заявки».

«Личный кабинет» Росреестра создан, прежде всего, для удобства граждан. Он дает возможность получать услуги Росреестра онлайн, в любом удобном месте и в удобное время, позволяет контролировать сведения о своих объектах недвижимости, и, как следствие, минимизировать угрозу мошеннических действий в отношении принадлежащих объектов недвижимости», - рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

 

 


 

 

Способы подачи документов для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

 

В силу положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее – Закон о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав носят заявительный характер, и согласно ч.1 ст.14 Закона о регистрации осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации в установленном Законом о регистрации порядке.

Законом о регистрации предусмотрено, что заявление и документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав можно подать:

- лично через МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости (информацию об адресах, времени работы офисов приема можно получить на сайте md.tomsk.ru, либо по телефонам регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области) 8 (3822) 602-999 (городской номер телефона);

- посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Особенности представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления предусмотрены ч.12 чт.18 Закона о регистрации. Данным способом подачи документов можно воспользоваться до 29.06.2022;

- путем направления в форме электронных документов и (или) электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» (ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации).

Частью 11 ст. 18 Закона о регистрации, предусмотрено, что в случае представления заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме, такие заявление и документы представляются путем заполнения формы заявления, размещенной на едином портале, официальном сайте, с прикреплением соответствующих документов. Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждена Приказом Росреестра от 19.08.2020 № П/0310.

 


 

 

Совещание по вопросам наполнения ЕГРН необходимыми сведениями

 

22 апреля 2022 года в Управлении Росреестра по Томской области (Управление) состоялось рабочее совещание в целях обеспечения наполнения ЕГРН полными и достоверными сведениями.

В совещании приняли участие руководство Управления, директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», представители отраслевых департаментов администраций Томской области, г. Томска и Томского района.

В ходе заседания были подведены итоги совместной деятельности по наполнению ЕГРН необходимыми сведениями, заслушаны доклады руководства Управления и представителей ОГВ и ОМС Томской области, определены приоритетные направления дальнейшей деятельности для повышения результативности данной работы, в том числе, в части проведения комплексных кадастровых работ, установления местоположений административно-территориальных границ, выявления правообладателей и т.д.

«Продуктивно ведётся работа по многим направлениям и большой объем работы уже проделан. Так, с июня 2021 года в отношении 4 530 ранее учтённых объектов недвижимости осуществлена государственная регистрации ранее возникшего права в результате обращения самих правообладателей, 4 129 объектов сняты с государственного кадастрового учёта в связи с прекращением существования. Для достижения лучшего результата очень важна слаженная, плановая работа органов местного самоуправления», - сообщила руководитель Управления Елена Золоткова.

Как отметил председатель Комитета архитектуры и территориального развития Администрации Томского района Алексей Крутов, все понимают значимость проводимой работы по наполнению ЕГРН полными и достоверными сведениями. До конца 2023 года территориальные зоны и границы населённых пунктов 19 сельских поселений, расположенные на территории Томского района, планируется внести в ЕГРН в полном объёме. Также Томский район активно участвует в проведении комплексных кадастровых работ. Данные работы позволяют массово устранять реестровые ошибки, устанавливать координаты земельных участков и предупреждать земельные и иные споры между правообладателями.

 


 

 

 

Получение справки 2-НДФЛ работником при банкротстве работодателя

 

В судебных заседаниях по делам о банкротстве, в которых принимают участие сотрудники отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области, зачастую возникает вопрос о необходимости получения гражданином у работодателя (бывшего работодателя), признанного банкротом,  справку по форме 2-НДФЛ. Что делать и к кому обращаться в данной ситуации?

«Если в отношении организации-банкрота введена процедура банкротства - конкурсное производство, то функции директора (руководителя) организации выполняет конкурсный управляющий, утвержденный решением суда. Для получения справки 2-НДФЛ работник  (бывший работник) должен написать заявление, поскольку 2-НДФЛ составляется и выдается по требованию», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Ответственность за невыдачу справки 2-НДФЛ в отношении работодателя – налогового агента Налоговым кодексом РФ не установлена (Письмо Минфина от 21.06.2016 № 03-04-05/36096). Вместе с тем, работодатель обязан выдать сотруднику документы, связанные с работой, на основании его заявления не позднее 3 рабочих дней с даты подачи этого заявления (ст. 62 Трудового кодекса РФ). Аналогичное правило применяется и к запросам бывших сотрудников.

За непредставление документов, связанных с работой сотрудника, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа составит (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):  для должностного лица – от 1 000 руб. до 5 000 руб.; для организации – от 30 000 руб. до 50 000 руб.

В случае если конкурсный управляющий находится в другом регионе, то нужно направить соответствующее заявление о выдаче справки 2-НДФЛ конкурсному управляющему заказным почтовым отправлением по адресу, указанному в решении суда об утверждении конкурсного управляющего в качестве адреса направления корреспонденции. Также адрес конкурсного управляющего можно  найти в Едином федеральном реестре сведений  о банкротстве https://old.bankrot.fedresurs.ru/?attempt=1, в разделе  «Реестры», вкладка Арбитражные управляющие, заполнив для поиска необходимые сведения (фамилию имя, отчество управляющего).

Если гражданин зарегистрирован на сайте ФНС России, то справку 2-НДФЛ можно получить  в личном кабинете налогоплательщика.

Кроме того, гражданин может обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации обанкротившейся организации с заявлением о выдаче справки 2-НДФЛ, указав, что предприятие ликвидировано. Заявление подается в свободной форме.

 


 

 

Росреестр консультирует получателей услуг в офисах МФЦ

 

В рамках работы по улучшению качества услуг Росреестр обеспечит присутствие сотрудников территориальных органов в МФЦ по всей стране.

Получить консультации специалистов Управления Росреестра по Томской области посредством сеансов видео-конференц-связи уже могут посетители офисов МФЦ по Кировскому району г. Томска и ЗАТО Северск. Консультации проходят по средам с 15 до 17 часов по предварительной записи. Вопросы можно задать по телефонам 8 800-350-08-50, 8 (3822) 602-999.

Так, в очередной раз консультации государственных регистраторов Управления Росреестра получили физические лица и представитель одного из застройщиков региона.

Не перестают волновать граждан вопросы, связанные с государственной регистрацией прав. Вот и в этот раз поступил вопрос о том, как зарегистрировать права собственности на гараж на основании договора купли-продажи от 12.09.2014 без продавца.

На вопрос ответила Мария Трубачева, главный специалист-эксперт отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра:                     

 - В соответствии с представленными документами рекомендуем обратиться в суд за признанием права собственности на гараж, в связи с тем, что продавец отсутствует и не может обратиться за регистрацией перехода права собственности. Или можно обратиться в орган местного самоуправления, расположенный по месту нахождения земельного участка, для оформления права собственности на гараж и земельный участок под ним в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон о гаражной амнистии).

 


 

 

Недвижимость под защитой

 

Управление Росреестра по Томской области напоминает собственникам объектов недвижимости о возможности дополнительной защиты своего имущества от мошеннических действий.

Снизить риск утраты права собственности в случае потери документов, долгосрочного отъезда или в случае, когда собственником недвижимости является престарелый гражданин, которого легче ввести в заблуждение, позволяет обращение собственника в Росреестр с заявлением о запрете осуществления регистрационных действий без его личного участия.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Каждый владелец недвижимого имущества может подать заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия его собственника.

При подаче такого заявления в ЕГРН вносится соответствующая запись. Наличие такой записи в ЕГРН является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного на государственную регистрацию прав на эту недвижимость другим лицом».

Заявление о невозможности регистрации без личного участия собственника можно подать как лично в любом офисе МФЦ, так и в электронном виде через личный кабинет Росреестра.

Однако существуют законодательно предусмотренные случаи, когда запрет осуществления регистрационных действий без личного участия собственника не действует – это случаи, когда недвижимость продаётся по решению суда или судебного пристава.

При необходимости запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости можно погасить по соответствующему заявлению собственника.

Кроме того, в целях обеспечения дополнительной защиты прав граждан при оформлении сделок с недвижимостью с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в 2019 году были внесены изменения, в соответствии с которыми гражданам для проведения в электронном виде сделок об отчуждении недвижимости, принадлежащей им на праве собственности, с использованием УКЭП необходимо представить лично (через офисы МФЦ), либо направить посредством почтовой связи в Росреестр заявление, подлинность подписи заявителя на котором должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, о возможности проведения таких действий.

 


 

 

Как узнать, есть ли в ЕГРН сведения о вашей недвижимости

 

Проверить наличие в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений об объекте недвижимости и о зарегистрированных правах на него можно в режиме реального времени на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru)  через информационно-справочный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Данный сервис предоставляет открытые данные о недвижимости на безвозмездной основе  всем желающим, включая  сведения о наличии или отсутствии зарегистрированных прав (без указания собственника), а также об имеющихся обременениях/ограничениях объекта недвижимости.

Кроме того, на сайте Росреестра, Едином портале государственных услуг можно получить выписку из ЕГРН на объект недвижимости в электронном виде.

«Запросить сведения из ЕГРН также можно, воспользовавшись выездным обслуживанием Кадастровой палаты, обратившись с заявлением в офисы МФЦ, направив запрос почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении», - рассказал Виталий Файт, директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Томской области.

«Если вы не обращались в орган регистрации прав за внесением в ЕГРН сведений о праве на недвижимость, то информации о правообладателе в ЕГРН не окажется. В таком случае вы вправе представить заявление о регистрации права и имеющиеся документы, подтверждающие право на объект недвижимости, посредством официального сайта Росреестра или обратиться в МФЦ, независимо от места нахождения недвижимости и независимо от места жительства. При себе необходимо иметь паспорт и правоустанавливающие документы. Напоминаем, что госпошлина за государственную регистрацию права гражданина на объект недвижимости, возникшего до 31.01.1998, не взимается»,  - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

 

 

 

Просмотров: 1592
Источник: Управление Росреестра по Томской области